Самые красивые, глубокие, многогранные, восхитительно-прекрасные внутри и снаружи люди на моей памяти так или иначе несли в себе печать гадкого утенка - непохожего на других инопланетного существа, ставшего изгоем в родной среде обитания.
Парадокс. Самые прекрасные, и вместе с тем самые раненые, отверженные, одинокие...
Нестандартное мировоззрение, яркий талант, одаренность или какая-то особенность их личности, отказ следовать социальным предписаниям и правилам, бунтарский нрав и свободная, дикая природа души, или наоборот, нетипичная внешность, врожденная нестандартность по каким-либо параметрам и, как следствие, необычность, непонятность, выделяемость из общей массы - неизбежно приводили их к статусу изгнанника.
В семье, в детском коллективе, в стенах института и позже, старше - все они страдали от собственной инаковости. Точь-в-точь как в знаменитой сказке Андерсена, где гадкий утенок, будучи маленьким лебедем, пытался сойти за своего на птичьем дворе - каждый из них поначалу старался быть «нормальным», «обычным», «таким же как другие».
Внутри жила надежда. Что вот еще чуть-чуть, и «я непременно стану правильным - таким, как нужно. Меня полюбят. Непременно полюбят, позовут к себе, с собой, вместе... мне только надо постараться...». В то время как другая часть бунтовала, всячески отстаивая свое право на аутентичность, социальные инстинкты делали свое дело.
Но чем больше старания и усердия было в этом их стремлении стать «как все»... тем с большим отвержением им приходилось столкнуться. Их не просто не принимали, но травили, преследовали за инаковость, уничтожали клеймом чужака-пришельца...
Убивает именно это. Эта нелогичность. Жестокость. Безысходность. Отчаяние. Как жить, если тебе ЛЮБОМУ здесь нет места? Если, как ни старайся, ты одним своим присутствием, самим фактом своего существования досаждаешь всем вокруг?...
Если воля к жизни сильна, внутри сохранится живая искра надежды на иную судьбу. И тогда гадкий утенок отправится в самое главное, самое важное свое путешествие - на поиск своей стаи, но на самом деле...
это всегда поиск себя самого.
***
Помню, читала где-то, что чем больше в каком-либо существе индивидуальности, тем более одиноким он будет. Как в мире людей, так и в мире животных покинутость, одиночность - своего рода плата за яркую уникальную природу, нестандартность и непохожесть.
Большое счастье, если это одиночество становится тихой спокойной гаванью, личным необитаемым островом, на котором, при этом, чувствуешь себя дома, защищенно и самодостаточно. Но чаще, увы - это берег безнадежного отчуждения, замкнутости, изолированности и брошенности, где фоном беспрестанно звучит «я не имею права на жизнь, пока я такой, какой есть. Не имею права. Не имею права. Не имею права».
А дальше...
Жизнь в изгнании неизбежно формирует программу невидимости. Человек, чувствующий себя глубоко не-таким-как-все превращается в отшельника. Уйти, сбежать, спрятаться, замкнуться, обрести убежище вдали от всех - становится стратегией уже не адаптации к жестоким реалиям, но способом выжить.
Это бессознательное желание сохранить себя хоть в какой-то позиции в семье и коллективе: «пока я невидим, я не привлекаю внимания, значит, меня не бросят, пока я скрываю и исключаю себя. А еще, меня полюбят, если я буду тихим и незаметным».
Особенно заметно это в тех, кто с детства слышал подобные послания от старших и вырос в многочисленных «не»: не лезь, не отсвечивай, на шуми, не привлекай к себе внимания, не смейся, не говори громко, не проси ничего... то есть НЕ БУДЬ, или будь максимально незаметным, удобным и тихим для мира, иначе тебе здесь нет места.
Зачастую эта незаметность потом распространяется и на самого человека - он становится невидимым для себя самого. Потребности души и тела, самоидентификация и ясное ощущение себя, своего отдельного индивидуального Я - все это уходит в тень, под завесу невидимости. В итоге, это обычно ощущается как «я совершенно не понимаю себя, не знаю кто я, чего я хочу, о чем мечтаю, что люблю и в чем нуждаюсь... я вроде бы есть, и в то же время нет».
Другой полюс программы невидимости - ненависть и аутоагрессия: «такой, как есть, я никому не нужен. Меня ненавидят. Я не заслуживаю ничьей любви. Значит, и своей собственной не заслуживаю...».
Аутоагрессия - это всегда саморазрушение. Пожелание самому себе смерти. Сотни и тысячи пущенных в самого себя отравленных, ядовитых стрел боли, отчаяния, бессилия, безысходности...
И ладно бы этим все кончилось. Но ненависть к себе порождает затворничество, отказ предъявлять себя миру. Что нередко путают с синдромом самозванца: симптомы схожие, проявления и страхи. Но невидимость куда более глубокая, корневая, сутевая программа, в ядре которой - запрет на жизнь в целом и вшитое в ДНК убеждение «я выйду из тени и стану видимым = я погибну».
Это не обязательно страх смерти физической, скорее речь про душевное, эмоциональное разрушение. В любом случае, это боязнь, что непременно произойдет что-то ужасное и плохое, будет наказание и катастрофа, что означает одно: выходить и заявлять о себе небезопасно.
По сути, это игра против самого себя на поле собственной жизни. Отречение и отступничество от себя самого… с целью защитить себя же от повторной травматизации.
Получается, чтобы спасти себя (равно обрести себя), нужно выйти из заколдованного круга невидимости, признавая свое право на жизнь. Но выходить нельзя, потому что страшно. Быть невидимкой - тоже невыносимо, это не жизнь, а тягостное, бесправное, «половинчатое» существование. Проститься со своей невидимостью значит пройти сквозь страх смерти. А это не каждому под силу... поэтому, замирание. Застывание в попытке сохранить все, как есть - оно хотя бы уже привычно.
Вот он, замкнутый лабиринт внутреннего конфликта, суть которого - ЗАПРЕТ.
Запрет на выход в мир. Запрет на проявление. Запрет на творчество. Запрет на реализацию. Запрет на жизнь...
***
Выход из заколдованного круга есть, и он - любовь. Но не та, что мы ждем от мира, как признание своей достаточности, нормальности и хорошести... а та освобождающая любовь, что направлена к самому себе.
Такая, что разрешает больше не ждать благословения от внешних фигур - родителей, учителей, наставников и прочих авторитетов... но любить и благословлять себя самого. Каждым вдохом, каждым шагом, каждым взглядом на себя... совершать то самое исцеляющее расколдовывание.
Благословлять - значит давать право БЫТЬ тем, кто ты есть. Распускать любые спазмы и напряжения в истории своего рождения, детства, юности, жизни - принимая их как свои части, любя себя в каждом из этих мгновений, особенно там, где печать ненавистного, уродливого, гадкого утенка была наложена на себя самого...
Я знаю, о чем пишу. Много лет моей жизни прошли под завесой невидимости, прежде чем я смогла набраться смелости и начать расправлять крылья, становиться в полный рост собой... но об этом как-нибудь в другой раз, а сейчас я хочу оставить послание всем тем, кто узнал себя в тексте.
Время показывает, что быть непохожим на других почти всегда означает выйти однажды с отшиба на передовую.
Парадоксально, но самый оригинальный, значимый, прекрасный след в истории человечества оставляли именно они - странные изгнанники-одиночки, не понятые и нередко отверженные в детстве, нестандартные и неправильные по социальным меркам. Сначала их отрицали, потом боготворили...
Как бы ни было, ключ - в преданности. Верности самому себе и своей природе. Как бы вас ни раскачивал мир, ничто и никто не лишит вас вашей сути и ценности, пока вы сами себе - опора, убежище, хранитель и друг.
Потому так важно не отрекаться от себя. Не отрекаться никогда.
Только так можно однажды увидеть, что был рожден лебедем, и явить себя лебедем в мир...
💫
—————————————————
Статья написана в сотворчестве с моей прекрасной коллегой, психологом Еленой Фисенко. Ее история - настоящий пример описанного в тексте. Совместными публикациями мы собираем наши знания и опыт воедино, освещая разные грани рассматриваемого явления.
Продолжение следует…
#kmessing_psycho
#kmessing_analysis
#kmessing_trauma
#kmessing_nofatality
#kmessing_selflove